Размер шрифта

A
A

Межстрочный интервал

A
A

Цвет

A
A
21.01.2024

Число защит аспирантов ЮФУ выросло в три раза благодаря программе «Приоритет 2030»

21.01.2024

Наука – это важная часть жизни для многих студентов ЮФУ, но в аспирантуру идут только те, кто выбрал исследовательскую работу основным делом жизни. 21 января — день аспиранта в России.

Сегодня в ЮФУ реализуется концепция вуза, ориентированного на синтез науки и образования — исследовательского университета. Ученые вуза ведут исследования мирового уровня по важнейшим направлениям, способным стать базой для прорывных технологий. И практически наравне со старшими коллегами трудятся самые молодые сотрудники кафедр — аспиранты.

Участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» позволило Южному федеральному университету осуществить переход к аспирантуре как к продукту и основе для получения исследовательских компетенций — в том числе для привлечения кадров в существующие команды, а также формирование задела для создания новых научных коллективов.

Сегодня в ЮФУ обучается более тысячи аспирантов по шестидесяти направлениям подготовки. Учёба на подразделениях университета занимает меньшую часть их времени и сил — она нужна, чтобы сдать кандидатский минимум. Всё остальное время аспиранты трудятся в лабораториях и на кафедрах под кураторством научных руководителей, разрабатывают инновационные проекты в приоритетных отраслях науки, улучшают качество жизни человечества не только сегодня, но и в обозримом будущем.

Есть занятия, которые все аспиранты университета посещают вместе — это вебинары ведущих учёных об актуальных проблемах современной науки. Так, например, об особенностях планирования научного исследования аспирантам рассказал проректор ЮФУ по стратегическому и инновационному развитию Евгений Муханов.

Евгений Леонидович рассказал, что среди вузов-участников программы «Приоритет 2030» всего 17 университетов России победили в конкурсе за право двигаться в проекте по треку «Исследовательский университет», и ЮФУ — в их числе. Тем самым современный Южный федеральный университет отстоял концепцию, заложенную легендарным ректором РГУ Юрием Ждановым: «Университет – это научное учреждение, в котором также обучают студентов».

«Когда учёный решает глобальные и фундаментальные проблемы, то он попутно дает своим студентам первоклассное образование на собственном примере. Но сейчас мы пошли в этой концепции ещё дальше: учёный даст своим ученикам подлинно высшее образование, если привлечет и их к решению исследовательских задач. Когда я был аспирантом, институт аспирантуры ценился высоко, но скорее как возможность доказать, что ты обладаешь всеми компетенциями исследователями, а настоящая большая наука начинается всё-таки после защиты кандидатской. Сейчас мы стараемся сразу включать аспирантов в исследования мирового уровня», — рассказал Евгений Муханов.

Проректор призвал аспирантов не бояться ошибок. По его словам, современные учёные разделяют такой подход к науке как пессимистическая метаиндукция. Суть подхода в том, что исследователь, занимающийся поиском истины о том, как устроена вселенная и человек в ней, заранее смиряется с тем, что до абсолютной истины он никогда не доберется, но может к ней приблизиться.

Каждая новая теория и модель об устройстве клетки, атома или же социума ближе к реальности, чем предыдущая, а потому каждый учёный должен радоваться, а не огорчаться, когда потомки отвергают его теорию в пользу более совершенной.

«Жизнь и работа учёного не понравится человеку, который не любит ошибаться. Зато тот, кто видит точки роста в работе над ошибками и в умении работать с контраргументами к собственным гипотезам, добьется в науке многого. Вот когда у аспиранта случится эта профессиональная деформация, он становится способен к научному мышлению», — объяснил Евгений Муханов.

Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Юридического факультета ЮФУ Алексей Овчинников на своем вебинаре рассказал аспирантам о методологических проблемах научных исследований.

«Кандидатская диссертация — это большой интеллектуальный труд, сложность которого может разочаровать молодого исследователя в науке. Чтобы этого не произошло, нужно выбирать такую тему кандидатской диссертации, которая действительно интересна аспиранту. В аспирантуру обычно приходят люди, уже имеющие сферу научных интересов, уже писавшие ВКР и другие студенческие работы. У каждого учёного есть такая тема, о которой он готов воодушевленно общаться часами даже в нерабочее время. Её и нужно оформить в тему кандидатской диссертации», — поделился Алексей Овчинников.

Также Алексей Игоревич напомнил про формальные требования к теме исследования: она не должна быть слишком хорошо изучена до сих пор, но и не должна быть о предмете, о котором вообще нет научной литературы. Вводить в науку новые понятия, по словам профессора, лучше не раньше докторской диссертации.

«Не страшно, если тема исследования меняется в процессе — это значит аспирант действительно работает, называет иначе главы и абзацы, постоянно возвращается к написанному ранее. Из трёх-четырех лет работы над кандидатской — полтора-два года занимает только чтение научной литературы. Раньше самым долгим этапом был поиск источников, но эта сложность отпала с появлением интернета. Электронная библиотека ЮФУ предоставляет своим студентам и аспирантам удаленный доступ ко всем ключевым мировым базам данных, но, чтобы всё это перечитать, нужна железная сила воли и самодисциплина», — отметил Алексей Овчинников.

Доктор философских наук, заведующая кафедрой социальной философии Института философии и социально-политических наук ЮФУ Елена Агапова на своем вебинаре «О некоторых особенностях современной науки, выдвижение и разработка гипотез» рассказала аспирантам, что современное развитие науки — это процесс общекультурный.

«В 1908 году русский ученый И. Мечников и немецкий исследователь П. Эрлих получили Нобелевскую премию за теорию воспаления, но не как единомышленники, а как противники: первый отстаивал фагоцитарную теорию, второй исходил из гуморальной; первый шел от биологии, второй – от медицины. Таким образом, борьба направлений в науке и общеизвестна, и закономерна, поскольку отражает противоречивый характер утверждаемой разными ее направлениями истины. Но самое драматичное в этой борьбе состоит в том, что порой эти различные направления характеризуют просто разные стороны истины, те или иные ее аспекты: борются не истина с заблуждением, как принято думать, а два истинных представления друг с другом. Понимание того, что истина может иметь двойственный характер, пришло позднее, по крайней мере, в квантовой физике после работ Н. Бора о «принципе дополнительности». Но впервые оно заявило о себе в 1908 году в решении Нобелевского комитета», — рассказала Елена Агапова.

Именно поэтому в современном мире становится больше междисциплинарных исследований — учёные стремятся исследовать не отдельные предметы как в классической науке, а научные проблемы, которые нередко лежат на стыке предметных дисциплин. Научная картина мира — это не просто пазл, который учёные должны собрать одним-единственным возможным способом, это продукт всей человеческой общественно-исторической деятельности, в авангарде которой находятся молодые исследователи Южного федерального университета.

Поздравляем аспирантов с профессиональным праздником. Пусть ваши научные изыскания принесут пользу обществу, а вам подарят моральное удовлетворение, благополучие, радость и уважение!

Автор текста: Алексей Романенко 

Краткая ссылка на новость sfedu.ru/news/74170

Дополнительные материалы по теме